Сразу отметим, что речь пойдет о дошкольниках и младших школьниках.
В период каникул и долгого пребывания ребенка дома, родители всегда думают о том, как провести это время с пользой для него, и в легкой, непринужденной форме, научить малыша чему-то полезному.
Для начала отметим, что, играя с ребенком, нужно соблюдать 2 ПРАВИЛА:
- Чем младше ребенок, тем КРУПНЕЕ должны быть игрушки/предметы, с которыми он взаимодействует (чтобы ребенок по неосторожности не положил предмет в рот, нос, ухо и т.д.). Отсюда вытекает второе правило...
- Все игры должны быть под присмотром взрослого!
Итак, наверняка у каждого дома есть разноцветные крышечки, крупные пуговицы, заколки, резинки, зажимы, прищепки, скрепки, веревочки, ленточки и пр. Помимо вышеперечисленного в ход могут пойти макароны разной формы и цвета, фасоль, крупный горох, тыквенные семечки, орехи и пр. (см.Правила выше!) Складываем все это «богатство» в одну ёмкость и выполняем с ребенком следующие задания:
- Сортировка: попросить малыша разложить эти предметы по какому-либо признаку (цвет, форма, размер и пр.). Можно отдельно поставить различные контейнеры (коробочки, стаканчики), куда ребенок будет раскладывать предметы.
- Нанизывание: хотите, натяните веревочку, хотите, поставьте основание от пирамидки, хотите, достаньте вязальные нитки или бичевку. Задача ребенка - надеть /прикрепить /нанизать эти предметы. (Кстати, в цветных пластиковых крышках можно сделать отверстия, тогда диапазон их применения существенно увеличивается).
- Выкладывание: начните делать с малышом картину из этих предметов (на столе, на ковре). Можно выстроить целый город, потом еще подключить куклы и машинки. Если есть возможность расположить все это в изолированном месте, то такую игру можно ежедневно дополнять какими-либо деталями и придумывать новые сюжеты.
- Шнуровка: сделайте множество отверстий дыроколом на листе или картоне формата А4 и более. Задача для ребенка – продеть шнурочек (веревочку, ленточку) в отверстия. Вместо листа можете взять чистую выбивалку для ковров (отверстия там крупные, ребенку будет удобно).
Помните, что все задания могут усложняться: количество предметов увеличивается, изменяется порядок работы с ними. Например, в упражнении «нанизывание» на натянутую веревочку: сначала крепятся прищепки, потом заколочки, потом скрепочки и т.д.
В задании «шнуровка» можно сначала попросить ребенка продеть шнурочек в хаотичном порядке (как захочется), потом обвести некоторые отверстия определенным цветом и попросить ребенка продеть только вы эти отверстия. Затем добавить еще один цвет и так далее. Придумать некоторую последовательность: шнурочек сначала продевается в отверстие синего цвета, затем зеленого, затем красного.
(Для детей подросткового возраста усложнить это задание и заинтересовать их тем, что можно сделать интересную шнуровку на обуви).
Теперь перейдем к словесным играм. Все мы с детства помним игру «Города». Изменим условия:
- называть нужно предметы, которые НЕ заканчиваются на звук «а»;
- называть только короткие (3-5 букв) слова или только длинные (7-10 букв).
Другое задание: за 1 минуту назвать как можно больше слов на определенную букву, на определенную тему, из определенного количества букв или определенная буква (звук) в начале/середине/конце слова. Последнее задание может выполнить взрослый, а ребенок определяет, в каком месте находится звук и показывает его расположение руками: если в начале слова – ребенок поднимает правую руку, если в середине - обе руки, если в конце – левую руку.
Анаграммы, кроссворды и прочие задания и игры будут интересны и познавательны для ребенка, особенно, если они смогут показать свои знания родителям, а вы их за это похвалите.
Мы продолжим тему развивающих игр. Следите за публикациями.